Йога

Яма как первая ступень йоги

jama-kak-pervaja-stupen-jogi_1Учение о йоге, основателем и систематизатором которого считается древнеиндийский мудрец Патанджали — автор трактата «Йога-сутры», различает восемь ступеней развития человека. Первый уровень подразумевает рассмотрение моральных, нравственных принципов отношения с окружающими, соблюдение этических правил.

Называется первый уровень коротко – Яма. Данное название пришло из древнеиндийской мифологии, согласно которой Ямой звали первого человека, который умер. После смерти он возглавляет царство мертвых, он встречает умершие души, именно он отводит умершую душу в ее индивидуальное место.

В манускрипте «Йога-сутры» мудреца Патанджали выделяют пять основных правил ямы. Эти постулаты человек обязан соблюдать, если он хочет жить правильно и достигнуть мокши — свободного от материи Пракрити состояния, которое характеризуется свободой от плотских желаний,  воспарением над Землей и слиянием с единым духовным началом Пуруши и достижение наивысшего состояния- нирваны.

Пять правил ямы сходны со смертными грехами в христианстве и понятием харам в мусульманстве. На первом уровне йоги центральное место занимают запреты. В принципе, каждая из религий стремится достичь наивысшего состояния (пребывание в раю, на небесах, в нирване, в Эдеме и т.д.) и имеет ряд похожих запретов.

Итак, правила ямы таковы:

·        первое правило – «Ахимса» означает воздержание от причинения вреда, запрет на насилие, убийство, как в реальном мире, так и в мыслях. Именно в данном разрезе йога проповедует вегетарианство. Если нарушать правило Ахимса, то под сомнение ставится единство мироздания, равенство всего живого на свете, человек отдаляется от Пуруши и не достигнет желаемого состояния;

·        второе правило – «Брахмачарья» — воздержание, внутренняя самодисциплина и нераспущенность, обуздание чувств и умеренность во всем, целомудренность до брака и контроль похоти, сдержанность;

·        третье правило– «Астея» — отсутствие стремления к завладению чужим, запрет на воровство, хищение;

·        четвертое правило– «Сатья» — правдивость  в словах и мыслях, искренность и честность по отношению к себе и к окружающим.  В жизни существует множество щекотливых ситуаций, когда существует «ложь во спасение». В данном случае последователь йоги должен воздерживаться от неправды. Наверное, именно поэтому последователи йоги – индийские аскеты держат мауну – молчание

·        пятое правило – «Апариграха» — запрет на стремление владеть, запрет на стяжательство,  запрет на принятие даров, запрет на накопительство.

Совокупность похожих правил и установок можно найти в любой религии. Они совпадают с морально-этическими и общечеловеческими ценностями, поскольку каждый из людей их, нарушая, испытывает моральный дискомфорт.

 

 

Похожее