Йога

Вторая ступень йоги – нияма

vtoraja-stupen-jogi-–-nijama_1Как известно,  основоположник йоги древнеиндийский мудрец  Патанджали — автор трактата «Йога-сутры», выделял восемь уровней совершенствования человека. Первый уровень – яма – представляет собой моральные запреты, регламентирует отношения с окружающим миром на предмет того, что нельзя делать, чтобы достичь просветления.

Второй уровень йоги представляет собой свод правил, как надо себя вести, что нужно и необходимо включить в свою жизнь, как выстроить внутренний мир и систему ценностей, чтобы достигнуть мокши – просветленного состояния. Нияма включает в себя несколько основных правил:

-       первое правило – «Шауча» — чистота в широком смысле: как чистоплотность, соблюдение гигиены, так и чистота помыслов и разума;

-       второе правило– «Сантоша» — удовлетворенность, довольство тем, что имеешь, позитивное восприятие ситуаций;

-       третье правило – «Тапас» — внутренняя дисциплина, тренировка духа, самоограничение;

-       четвертое правило – «Свадхиайя» — приобретений новых знаний, самосовершенствование, самообразование, постоянный поиск и совершенствование представлений о мире, самопознании, развитие интеллекта;

-       пятое правило – «Ишвара Пранидхана» — набожность, освящение себя, своих мыслей, своей жизни служению Богу

При твердой решимости заняться йогой и при истинном принятии положений ямы, постулаты ниямы выполняются с большим пониманием и твердостью.

Правила и постулаты первых двух уровней йоги – ямы и ниямы – обязательны для соблюдения всю жизнь независимо от степени приверженности йоге, от исповедуемой религии, образа жизни и положения в обществе. Это не легкие убеждения, о которых можно не думать и забыть. Интересен факт, что многие запреты и предписания ямы и нимямы в том или ином виде отражены в законодательстве многих стран и охраняются принудительной силой государства. Именно потому, данные постулаты можно отнести к общечеловеческим ценностям и невыполнение их приводит к печальным последствиям.  Однако имеется весьма существенное различие между заповедями ямы – «чего нельзя делать» и ниямы – «что следует делать» с одной стороны и законодательной властью с другой. И это отличие характеризует йогу в целом как верование, философское течение, религию: все постулаты носят рекомендательный характер и нигде в поле йоги наказания за невыполнение этих рекомендаций не установлено. Человек должен сам понять, что если хочется в посудине удержать воду, нужно дыры все залатать.

Яма и нияма – это тот фундамент, на котором базируются все остальные уровни йоги. Только соблюдая эти два уровня, можно по-настоящему приблизиться к желанному состоянию очищения и просветления.

 

Похожее