Вторая ступень йоги – нияма
Как известно, основоположник йоги древнеиндийский мудрец Патанджали — автор трактата «Йога-сутры», выделял восемь уровней совершенствования человека. Первый уровень – яма – представляет собой моральные запреты, регламентирует отношения с окружающим миром на предмет того, что нельзя делать, чтобы достичь просветления.
Второй уровень йоги представляет собой свод правил, как надо себя вести, что нужно и необходимо включить в свою жизнь, как выстроить внутренний мир и систему ценностей, чтобы достигнуть мокши – просветленного состояния. Нияма включает в себя несколько основных правил:
- первое правило – «Шауча» — чистота в широком смысле: как чистоплотность, соблюдение гигиены, так и чистота помыслов и разума;
- второе правило– «Сантоша» — удовлетворенность, довольство тем, что имеешь, позитивное восприятие ситуаций;
- третье правило – «Тапас» — внутренняя дисциплина, тренировка духа, самоограничение;
- четвертое правило – «Свадхиайя» — приобретений новых знаний, самосовершенствование, самообразование, постоянный поиск и совершенствование представлений о мире, самопознании, развитие интеллекта;
- пятое правило – «Ишвара Пранидхана» — набожность, освящение себя, своих мыслей, своей жизни служению Богу
При твердой решимости заняться йогой и при истинном принятии положений ямы, постулаты ниямы выполняются с большим пониманием и твердостью.
Правила и постулаты первых двух уровней йоги – ямы и ниямы – обязательны для соблюдения всю жизнь независимо от степени приверженности йоге, от исповедуемой религии, образа жизни и положения в обществе. Это не легкие убеждения, о которых можно не думать и забыть. Интересен факт, что многие запреты и предписания ямы и нимямы в том или ином виде отражены в законодательстве многих стран и охраняются принудительной силой государства. Именно потому, данные постулаты можно отнести к общечеловеческим ценностям и невыполнение их приводит к печальным последствиям. Однако имеется весьма существенное различие между заповедями ямы – «чего нельзя делать» и ниямы – «что следует делать» с одной стороны и законодательной властью с другой. И это отличие характеризует йогу в целом как верование, философское течение, религию: все постулаты носят рекомендательный характер и нигде в поле йоги наказания за невыполнение этих рекомендаций не установлено. Человек должен сам понять, что если хочется в посудине удержать воду, нужно дыры все залатать.
Яма и нияма – это тот фундамент, на котором базируются все остальные уровни йоги. Только соблюдая эти два уровня, можно по-настоящему приблизиться к желанному состоянию очищения и просветления.